Главная » 2018 » Декабрь » 10 » Круглый стол "Развитие образовательного потенциала народных художественных промыслов"
16:52
Круглый стол "Развитие образовательного потенциала народных художественных промыслов"

7-го декабря 2018-го года на Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования (см. Программу) работал Круглый стол "Развитие образовательного потенциала народных художественных промыслов". В ауд. 224 МГТУ им. Н.Э. Баумана собралось более 60-ти участников Всероссийского совещания для обсуждения проблематики теории и практики дополнительного образования в области народных художественных промыслов.

  

Предлагаем вниманию материалы Круглого стола: 

Секция 7. 07.12.2018. Круглый стол "Развитие образовательного потенциала народных художественных промыслов"
Модераторы:
Горина Анна Сергеевна, зам. директора, ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества»

Тишина Марина Владимировна, советник ректора ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н.Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)»

Ловцова Ирина Владимировна, начальник отдела развития гуманитарных технологий и сохранения культурного наследия,
ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества»

Спикеры:
Севрюкова Надежда Владимировна, к.п.н., старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», член Творческого союза художников России: «Значимость народных художественных промыслов для системы дополнительного образования детей»

Егорова Ирина Игоревна, президент Ассоциации участников рынка Артиндустрии: «Взаимосвязь искусства и ремесел и навыков 21 века»

Ловцова Ирина Владимировна, начальник отдела развития гуманитарных технологий и сохранения культурного наследия, ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества»: «Гуманитарные технологии в реализации дополнительных общеобразовательных программ народных художественных промыслов и ремесел»

Меньшикова Екатерина Андреевна, эксперт Фонда технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий»: «Интеграция традиций народной культуры в современное образовательное пространство: мотивация, преемственность, творчество»

Таловерко Андрей Александрович, директор МБУ ДО «Новозыбковская детская художественная школа» г. Новозыбков, Брянской области: «Развитие и сохранение народных промыслов в проектной и исследовательской творческой деятельности детей»

Иванников Роман Евгеньевич, преподаватель Детской художественной школы №2 прикладного декоративного искусства имени В.Д. Поленова города Тамбова, Тамбовской области: "Методическое сопровождение реализации дополнительных образовательных программ в области декоративно-прикладного творчества, народных промыслов и ремёсел"

Шведова Светлана Валентиновна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Центр Гармония» г. Королев, Московской области: «Приобщение детей к культурным традициям народных художественных промыслов и ремёсел в дополнительном образовании»

Беспалова Валерия Эдуардовна, учитель изобразительного искусства МОУ Гжельской средней общеобразовательной
школы, гоород Гжель, Московской области:
«Образовательная практика изучения народных промыслов: интеграция культуры и образования»

Задерий Андрей Анатольевич, художник-керамист, обладатель звания «Лучший гончар России», преподаватель «Детской художественной школы им. В.Н. Гурова» г. Омск, Омской области: «Популяризация народных промыслов в новых гуманитарных технологиях: мастер-классах, праздниках, акциях, групповых интерактивных практиках»

Справка о работе секции модератора И.В.Ловцовой:

Последнее время все больше внимания уделяется вопросам современного состояния дел в народных художественных промыслах. Год назад распоряжением Правительства Российской Федерации (от 14 декабря 2017 г. № 2800-р) был утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел на период до 2019 года. Буквально недавно (17 окт. 2018 г.) в Комитете Гос. Думы по делам национальностей прошло расширенное заседание на тему «О мерах государственной поддержки по сохранению и развитию народных промыслов». Очевидно, что образование выполняет важную роль при решении этих задач. В первую очередь это популяризация народных художественных промыслов как через реализацию дополнительных общеобразовательных программ системы дополнительного образования, или включение отдельных тем в программы предметной области «искусства» общего образования. Это система профессионального образования по подготовке специалистов (как СПО, так и высшего). И это популяризация народных художественных промыслов через организацию и проведение различных мероприятий: конкурсы, фестивали, выставки, праздники и т.д.

На круглом столе обсуждались возможности интеграции культуры и образования в вопросе сохранения народной культуры и развития традиционных ремёсел.

Спикерами были продемонстрированы эффективные практики, способствующие популяризации народных промыслов в новых гуманитарных технологиях: в новых выставочных практиках, мастер-классах, праздниках, акциях, проектной и исследовательской творческой деятельности, групповых интерактивных практиках.

Участники обсудили вопросы необходимости обновления содержания и методического обеспечения дополнительных общеобразовательных программ по декоративно-прикладному творчеству, ремеслам и народной культуре, поиску методов и технологий развития художественного творчества детей.

Севрюкова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования", член Творческого союза художников России, раскрыла вопрос значимости народных художественных промыслов для системы дополнительного образования детей.

Меньшикова Екатерина Андреевна, эксперт Фонда технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий», подняла вопрос о мотивации современных детей к изучению декоративно-прикладного творчества, интеграции традиций народной культуры в современное образовательное пространство.

Егорова Ирина Игоревна, президент Ассоциации участников рынка артиндустрии, раскрыла вопрос роли искусства и ремесел в развитии навыков 21 века, вопрос о необходимости сохранения духовных ценностей промыслов, выдвигая проблему поверхностного отношения к сути народных традиций в некоторых образовательных практиках.

Ловцова Ирина Владимировна, начальник отдела развития гуманитарных технологий и сохранения культурного наследия Всероссийского центра художественного творчества, говорила о гуманитарных технологиях в образовательных практиках школ в области декоративно-прикладного и народного творчества. Ирина Владимировна познакомила участников секции с успешными образовательными организациями некоторых регионов Российской Федерации и подняла вопрос о необходимости продвижения данного опыта.

Таловерко Андрей Александрович, директор Новозыбковской детской художественной школы», город Новозыбков Брянской области, поделился опытом проектной и исследовательской деятельности в области народных промыслов и ремёсел. Андрей Анатольевич подчеркнул важность поддержки социальных и исследовательских инициатив.

Иванников Роман Евгеньевич, преподаватель Детской художественной школы №2 прикладного декоративного искусства имени В.Д. Поленова города Тамбова, директор Центра изобразительного искусства «Арт-Лаборатория», рассказал о проблеме отсутствия методического обеспечения и поделился опытом создания учебных и мультимедийных пособий «Резьба по дереву».

Роман Евгеньевич отметил, что на проведенном круглом столе был интересно представлен разнообразный опыт трансляции ценностей декоративно-прикладного и народного искусства из разных регионов страны именно через систему дополнительного образования. Высокая компетенция спикеров как в практическом поле, так и в теоретическом, указывает, с одной стороны, на глубокую значимость этого вопроса. С другой стороны, была обозначена разница мнений в особой сложности применения маркетинговых технологий в изобразительном искусстве, своеобразном конфликте между бизнес-интересом и истинными ценностями народных промыслов.

Шведова Светлана Валентиновна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Центра Гармония» города Королев, подняла вопрос о возможностях интегративности в процессе ознакомления с разными видами народных художественных промыслов и ремесел, о роли семьи, педагога и необходимости совершенствования содержания общеразвивающих программ.

Беспалова Валерия Эдуардовна, учитель изобразительного искусства МОУ Гжельской средней общеобразовательной школы, город Гжель Московской области, продемонстрировала педагогические и материально-технические особенности образовательных практик в месте бытования гжельского промысла. Валерией Эдуардовной был обозначен вопрос ответственности педагогов перед будущими поколениями за преумножение народных промыслов, отмечено, что в Гжельской школе сохранилась керамическая мастерская по производству гжельской керамики, аналогов которой нет в России.

Задерий Андрей Анатольевич, художник-керамист, обладатель звания «Лучший гончар России», преподаватель «Детской художественной школы им. В.Н. Гурова» г. Омск, продемонстрировал, как педагоги, керамисты, гончары учатся, соревнуются и создают проекты, популяризируя народные промыслы. Андрей Анатольевич, рассказал о фестивале «Керамофест», о мастер-классах, чемпионате и грандиозном празднике огненных скульптур.

В ходе круглого стола были остро поставлены вопросы:

- об отсутствии методической и материально-технической обеспеченности дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного и народного творчества;

- об отсутствии достаточного государственного и общественного внимания к носителям традиции: педагогам, художникам, мастерам, передающим молодому поколению преемственную культуру, уникальные технологии, техники народных промыслов и ремёсел;

- вопрос о необходимости выстраивания трехступенчатой системы образования и особом внимании к начальной ступени дополнительного образования детей.

Благодарим наших спикеров за содержательные доклады и ответы на вопросы!

Просмотров: 61 | - | Теги: работники ДОД, художественные промыслы, всероссийское совещание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar