Главная » 2018 » Ноябрь » 16 » Уфимский международный салон образования - 2018
11:47
Уфимский международный салон образования - 2018

7–10 ноября 2018 года в Башкирском выставочном комплексе прошел второй Уфимский международный салон образования (УМСО), ставший крупнейшей региональной экспертной площадкой в сфере образования: за 4 дня работы салон посетили более 14 000 человек; новейшие разработки и инновационные решения в области современных образовательных технологий представили 124 экспонента из 14 регионов России; 500 спикеров выступили в рамках деловой программы на более чем 200 мероприятиях, главной темой которых стала цифровизация образования.

Организаторы УМСО – Министерство образования Республики Башкортостан, Московский международный салон образования и Башкирская выставочная компания – подготовили обсуждения в форматах круглых столов, панельных дискуссий, а также практические мастер-классы по шести тематическим кластерам: «Дошкольное образование», «Дополнительное образование», «Общее образование», «Профессиональное образование», «Инклюзивное образование», «Электронное образование». Особое внимание эксперты уделили специальным проектам: «Успех каждого ребенка», «Новые возможности для каждого», «Учитель будущего», «Социальная активность», «Современные родители». Специальные условия были предоставлены участникам спецпроекта ММСО «Российский производитель», в рамках которого демонстрировались отечественные разработки.

Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования: «Благодаря взаимодействию с Министерством образования РБ во главе с Гульназ Радмиловной Шафиковой нам удалось создать крупнейшее событие для системы образования России в регионах и с точки зрения охвата профессиональной аудитории, и с точки зрения выставки образовательных технологий, и с точки зрения масштаба  деловой программы. УМСО по всем показателям вырос больше чем в два раза по сравнению с прошлым годом. На встрече с министром по итогам события  мы обсудили сценарии возможного развития УМСО и пришли к выводу, что продолжим удивлять нашу аудиторию и абсолютными показателями эффективности, и новыми идеями в содержании салона. Так же хотел высказать отдельные слова благодарности вице-премьеру республики  Ленаре Хакимовне Ивановой за поддержку проекта и возможность развития».

В течение всего форума ежедневно поднимались вопросы государственного регулирования в сфере образования: лицензирование, аккредитация образовательных учреждений, кадровая политика, нормативно-правовое регулирование, – а также разбирались практические кейсы, реализованные Минобразования Республики Башкортостан.

Гончарова Оксана Валерьевна, GR-директор Московского международного салона образования: «Государственная политика в сфере образования – тема для серьезного разговора государства с профессиональным и родительским сообществом, общественными институтами, бизнесом. Совершенно по-особенному этот разговор развернулся на пространстве УМСО, дав возможность его участникам высказать свою точку зрения, соотнести ее с процессами, происходящими на государственном уровне, быть услышанными».

Формирование актуальных компетенций детей в цифровой среде легло в основу обсуждения вопросов дополнительного образования: конкурентоспособность цифровых платформ с образовательными программами, формирование компетенций школьников и инструментов их оценки. Отдельными темами стали профстандарты педагогов дополнительного образования, новые модели управления профессиональной образовательной организацией, а также реализация регионального проекта Республики Башкортостан «Доступное дополнительное образование для детей».

Лариса Львова, руководитель Федерального ресурсного центра ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества»: «Сегодня уже не актуальны методички, они не отвечают на запросы цифровой эры. Кейсы, конструкторы, матрицы и алгоритмы быстрой сборки и пересборки собственного и чужого опыта для обновления и качества работы – вот что сегодня нужно. И динамичный диалог на УМСО это доказывает».

Сергей Косарецкий (Центр социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ): «Акцент был сделан на том, что технологии приходят не на смену, в помощь педагогу, расширяют его возможности. Важную роль сыграло участие в дискуссиях представителей системы образования Республики Башкортостан: сформировалось ощущение, что республика уже сейчас реально включена в инновационные процессы и имеет возможность, в том числе через УМСО, углублять интеграцию».

В программе кластера «Дошкольное образование» рассматривались инновационные подходы к организации образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС, выявлялись недостатки действующих систем в детских садах по формированию компетенций ребенка. Первый заместитель Министра образования Республики Башкортостан Ильдар Мавлетбердинов подчеркнул важность такой проблемы, как заинтересованность муниципалитетов в развитии негосударственного сектора дошкольного образования. В числе важных значился и вопрос развития консультационных центров для родителей детей от двух месяцев до восьми лет.

Татьяна Волосовец, куратор кластера «Дошкольное образование»: «Необходима разработка инновационных программ и образовательных модулей, а также нормативно-правовое регулирование в части присмотра и ухода за детьми».

В основном практическую направленность имели мероприятия кластеров, посвященных общему и инклюзивному образованию – были организованы мастер-классы, посвященные применению облачных технологий в учебной деятельности, цифровым компетенциям нового времени, формированию моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений, особенностям построения моделей инклюзивного образования и др. В рамках кластера «Общее образование» корпорация «Российский учебник», выступившая стратегическим партнером УМСО-2018, провела мастер-классы педагогов-предметников, уроки по формированию читательской грамотности, дискуссии о современных трендах и оценке качества образования. Особый интерес вызвало исследование компетенций, которыми владеют сегодня директора школ, проведенное корпорацией «Российский учебник» совместно с Высшей школой экономики.

Александр Брычкин, руководитель корпорации «Российский учебник»: «Профессия директора школы — одна из немногих, для которой до сих пор нет стройной системы подготовки кадров: «По данным ВШЭ, лишь 5% российских директоров проходят специальное обучение, остальные 95% не получают дополнительного образования. Цель нашего проекта – разработать образовательные программы для директоров школ, которые помогут справиться с поставленными задачами в эффективном развитии руководителя».

Лейтмотивом всех мероприятий на протяжение четырех дней УМСО стали темы обсуждения в кластере «Электронное образование»: от системы оценки качества образовательных программ до внедрения в образовательный процесс нормативно-правового обеспечения, инструментов онлайн-образования в вузах. Все это нашло отражение в инновациях, разработанных в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда» и представленных в ходе обсуждения.

ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества» участвует в Салоне на всех уровнях его организации, включая и формирование контента ряда представленных на УМСО-2018 кластеров.

В этом году такими тематическими блоками стали: «Современные направления и механизмы развития дополнительного образования художественной направленности» и «Педагоги дополнительного образования: от требований к условиям для профессионального и карьерного роста».

При подготовке к УМСО блоки были анонсированы следующим образом:

Современные направления и механизмы развития дополнительного образования художественной направленности (Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества»):

Модератор: Львова Лариса Семеновна, руководитель, федеральный ресурсный центр дополнительного образования художественной направленности ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», кандидат педагогических наук

Спикеры: Гончарова Оксана Валерьевна, Почетный работник образования города Москвы, лауреат Премии Президента в области образования, директор ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», кандидат педагогических наук, ФГБУК «ВЦХТ»; Тишкова Алла Александровна, заместитель директора по научно-методической работе, МБУДО ЦДТ г. Оренбурга; Львова Лариса Семеновна, руководитель, федеральный ресурсный центр дополнительного образования художественной направленности ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», кандидат педагогических наук

1. Современная образовательная политика развития дополнительного образования детей.

2. Нормативно-правовые механизмы обновления содержания дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности.

3. Презентация Всероссийского конкурса «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной направленности»: итоги конкурса 2018 года, лучшие кейсы, перспективы участия в конкурсе.

4. Трансляция лучших образовательных практик дополнительного образования художественной направленности — победителей Всероссийского конкурса «Панорама методических кейсов дополнительного образования».

Педагоги дополнительного образования: от требований к условиям для профессионального и карьерного роста

Модератор: Косарецкий Сергей Геннадьевич, директор Центра социально-экономического развития школы, Институт образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук

Спикеры: Бережная Татьяна Станиславовна, Методист и преподаватель, Алгоритмика; Львова Лариса Семеновна, руководитель, федеральный ресурсный центр дополнительного образования художественной направленности ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества»; Золотарёва Ангелина Викторовна, Ректор, ГАОУ ДПО ЯО ИРО

Мы долго ждали утверждения профессионального стандарта педагога дополнительного образования. Но это не «конец», а только «начало»... Ведь нельзя ограничиться формулированием требований к педагогу. Нужно создать мотивацию и условия для профессионального роста:

- Оценка компетенций педагога дополнительного образования: аттестация, сертификация или конкурсы?

- Какие новые модели и форматы профессионального развития предлагают сегодня педагогам дополнительного образования?

- Есть ли у педагогов в системе дополнительного образования возможности для карьерного роста и как их можно создать?

- Как организованы отбор и подготовка педагогов в частных компаниях — провайдерах дополнительного образования?

В рамках круглого стола будут представлены результаты всероссийского исследования отношения педагогов к возможностям профессионального и карьерного роста.

По результатам проведения блоков была опубликована заметка Львовой Ларисы Семеновны «Дискуссии на УМСО открывают горизонты экосистемы образования»:

«В рамках межрегиональных дискуссий по дополнительному образованию представителями профессионального сообщества Республики Башкортостан и других регионов были проработаны два тематических блока.

В команде с экспертами: Сергеем Косарецким, Оксаной Гончаровой, Ангелиной Золотаревой, Аллой Тишковой, Татьяной Бережной – удалось внести ясность в решение вопросов, а не просто продемонстрировать «я-позицию».

В панельной дискуссии по художественной направленности дополнительного образования представителями ФГБУК ВЦХТ были выделены приоритеты государственной политики в части доступности качественного образования. Очень важной частью дискуссии стало обсуждение норм, рисков, возможностей и условий, которые существуют сегодня в системе дополнительного образования.

Алла Тишкова из Оренбурга представила собственный методический кейс – уникальный опыт, позволяющий выстроить технологию сопровождения любой программы.

Динамичный диалог на УМСО доказывает, что сегодня нужны кейсы, конструкторы, матрицы и алгоритмы быстрой сборки и пересборки собственного и чужого опыта для обновления и качества работы.

Вторая панельная дискуссия о карьерном росте педагогов дополнительного образования была посвящена повышению квалификации, аттестации, профстандарту, НСУР, нацпроекту «Учитель будущего», сопоставительному анализу открытых данных ВШЭ, РАНХиГС, «Эврики», Рособрнадзора, а также сведений по профессиональным конкурсам для педагогов дополнительного образования. В рамках дискуссии удалось поговорить об изменениях в регламентах, возможностях и условиях профессионального роста и развития педагога дополнительного образования в настоящее время.

Вектор размышлений в рамках УМСО совпадает с глобальными трендами, которые мы наблюдаем в мире, что дает оптимизм при анализе региональной системы образования.»

На УМСО-2018 значимую содержательную роль сыграл кластер «Государственная политика в сфере образования»:

Львова Лариса Семеновна, руководитель, федеральный ресурсный центр дополнительного образования художественной направленности ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», спикер УМСО – об особенностях мероприятий Минобразования Республики Башкортостан по вопросам лицензирования, аккредитации (разбор кейсов и представление практики):

Основные вопросы кластера:

Заявленная секция по вопросам государственной регламентации образовательной деятельности сама по себе трудна и закрыта. Слишком много ограничений в содержании и сущности надзорных функций уполномоченного органа. Но сам факт вынесения этой темы нужно приветствовать и поддерживать, поскольку функция надзора должна носить просветительский характер общественно-профессионального обсуждения вопросов нормативных регламентов, поскольку все они относятся к государственной гарантии качества образования.

Сама формулировка темы определила линейный режим совещания по вертикали власти уполномоченного органа, и по линейной горизонтали участников надзорных органов, в режиме инструкции, консультации, обучения. В связи с этим проявились монополярность, последствия ручного управления, недостаточность нормативно-правовой компетентности работников образовательных организаций, конспектирование в режиме всё под запись, профессиональная ригидность, неготовность к открытой дискуссии.

Дискуссивный дискурс представлен в качестве привлеченных спикеров представителей разных надзорных органов как участников совещания (СЭС, Налоговый орган, Обрнадзор, Роспотребнадзор, поднадзор). Все спикеры информировали, как заводить информацию в электронном виде в разные системы. Все говорили об ошибках в заполнении документов. Что в целом отражает необходимость профилактики ошибок в процедурах освоения электронных сервисов.

Режим вопрос-ответ не выступает фактором дискуссии и широкого обсуждения сложной темы регламентов. Однако в ходе дискуссионных инициатив со стороны внешних участников, гостей федеральных центров, модераторам секции все же удалось развернуть разговор в формате обсуждения проблем, запросов образовательных организаций.

Механизмы «задвоенного» лицензирования в республике вызывают размышления о несовершенстве нормативных механизмов и неразработанности алгоритмов сопровождения реализации программ в сетевой форме, ведь это повышает риски усложнения выполнения указа президента РФ об охвате допобразованием. Модератор и спикеры как представители государственных органов управления образованием, конечно, это понимают, и в ситуации возникшей дискуссии, это уловили и  в  качестве итога секции по вопросам, связанным с допобразованием, был предложен пилотный проект по сопровождению негосударственных организаций в части оказания консультации при подготовке к лицензированию.  Это положительный результат быстрой реакции уполномоченного органа. Само обсуждение этого вопроса позволило увидеть имеющуюся рассогласованность всех сегментов управления, но уже идущий трудоемкий процесс построения внутренних связей в действующей системе контроля качества образования и всех соответствующих регламентов.

Все спикеры были чиновники, работники надзорного органа министерства. Непредусмотренные возможности для участия в диалоге других участников отношений в сфере образования показывает только одну сторону позиции -надзорного органа. Однако спикеры отметили, что медленно, но устойчиво формируется экспертное сообщество, ведётся большая работа по информированию и профилактике нарушений, и есть положительные практики. Отсюда вывод и рекомендации по формированию ассоциации экспертов или экспертного совета, а в дальнейшем приглашение специалистов в сфере образовательного права, представителей других регионов, и экспертных сообществ, что было бы более продуктивно и полезно.

Несмотря на региональные особенности республики, в целом профессиональное общение имело вполне светский характер. И руководство секции стремится к диалогу и развитию. И салон в этом смысле наиболее точная форма и технология работы с региональными системами образования.

Панельной дискуссии по кадровому резерву как раз в большей мере удалось достичь результата в обсуждении вопросов, благодаря разным спикерам, точкам рассмотрения, обсуждения и там диалог состоялся. И разговор получился интересный и результативный. Что отнести к результатам? Ясность, что кадровые назначения никак не связаны с кадровым резервом напрямую. Отсюда эффективность низкая. Вопрос о ценностях в кадровой политике вывел на осмысление категорий «человеческие ресурсы, человеческий потенциал и человеческий капитал». И понимание, что в регионе пока не готовы говорить о человеческом капитале.

Уфимский международный салон образования получил широкий отклик как в официальных СМИ, так и в социальных сетях.

Вот некоторые из отзывов в соцсети Фейсбук:

Валентина Шамшович: Что нового!!! Рефлексия по УМСО -2018. Какие впечатления от салона в этом году??? Чувство комфорта и радости, что задуманное на треке Электронное образование- получилось!!! Благодарна за Благодарность спикеру УМСО!

Елена Хаффазова:  Максим Казарновский об УМСО – 2018: «Салон набирает обороты»: В разгар работы II Уфимского международного салона образования (УМСО – 2018) директор Московского международного салона образования Максим Казарновский рассказал об основных особенностях организации Салона этого года, впечатлениях от работы площадок и актуальных тенденциях в сфере образования.

– Максим Сергеевич, Уфимский международный салон образования – 2018 в самом разгаре. Какие впечатления от работы Салона?

– Салон набирает обороты. Есть ощущение, что он стал больше. В этом году у нас в два раза больше экспонентов – представителей бизнеса и федеральных вузов, которые специально приехали в республику. На сегодняшний день зарегистрировано онлайн 9000 посетителей. Эти цифры говорят о том, что мероприятие стало ожидаемым. Если в прошлом году УМСО был больше экспериментом-гипотезой, то сейчас сюда приходят с некоторым пониманием происходящего. Изменился и формат публичных выступлений: обсуждения не в привычных закрытых аудиториях, а в прозрачных, открытых для всех залах. При таком формате каждый может выйти или зайти, задать вопрос. Эта культура новой дискуссии, которую мы привили, кажется, стала востребованной и считываемой. По таким, пока что внешним, элементам можно сказать, что Салон развивается, и та философия, которую мы закладывали при его проектировании, воспринимается и считывается регионом.

Подробнее на сайте http://ufa-edu.ru/press-center/news/kz/

Лариса Львова: И одна ХУДОЖЕСТВЕННАЯ направленность может формировать целое направление развития и обновления системы дополнительного образования детей.

Профессиональная экспансия технологий развития образовательных экосистем Московского международного салона образования- ММСО в республике Башкортостан завершилась значительным успехом УМСО - Уфимского международного салона образования. Самый главный результат - это консолидация разрозненных управленческих, содержательных, компетентных решений региона на единой диалоговой площадке. ММСО - это технология агрегации и консолидации единого федерального образовательного пространства. Не местные и не местечковые решения, а цивилизационно общие и значимые для единого пространства в эру цифровизации. Любой субъект должен быть центром развития образования - ключевой вывод. В этом торжество диалога всех участников отношений в сфере образования.

Видеоподборка по ссылке: https://www.youtube.com/playlist?list=PLPCZa4Drmlmh-uociTBPg2NIVNH764bqt

  

 

Просмотров: 60 | - | Теги: УМСО, уфа, салон образования | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar