Главная » Файлы » IV Всероссийское совещание работников сферы дополнительного образования детей

"Откройте сейфовый замок скрипичным ключом!"
[ Скачать с сервера (5.82Mb) ] 23.01.2018, 11:23

В декабре 2017 года в Москве прошло Всероссийское совещание работников сферы дополнительного образования детей, в котором приняли участие свыше 800 участников - представителей 85 субъектов Российской Федерации. На форум собрались руководители и представители региональных органов управления образованием, директора учреждений дополнительного образования, педагоги, научные работники. На повестке дня были актуальные вопросы развития дополнительного образования в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».  

Трехдневный форум получил широкий резонанс. Мнения были разные: одни не услышали ответов, другие не нашли разъяснений, иные вступили в противоречие с новой «кванторианской риторикой». Кто-то осторожно вопрошал о предстоящем праздновании столетия системы дополнительного образования, кто-то бил в набат о бедах лицензионных, кто-то безутешно искал пространство детства в новых нормативно-правовых рамках. Кто-то спонтанно пытался уловить границы формального и неформального образования через практики социокультурных проектов и образовательных событий. Кто-то угрожающе прогнозировал крах системы допобразования без участия бизнеса. А кто-то радостно общался с коллегами, право, было с кем - более 800 интереснейших специалистов сферы дополнительного образования со всей страны! По итогам всероссийского совещания сохранилось противоречивое послевкусие - есть о чем поразмышлять в начале 2018 года, ведь не за горами 2020 рубежный год завершения государственных проектов и перспективного проектирования до 2030 года.
В целом совещание оказалось, с одной стороны, рабочим и деловым, а с другой - знаковым и в полной мере отвечающим ситуации перезагрузки содержания, механизмов и форм дополнительного образования. А в этой ситуации просто еще нет готовых ответов, инструкций или рецептов. Нельзя не признать: мы остаемся одной из немногих стран в мире с государственной системой дополнительного образования детей в рамках бюджетного финансирования, причем в новых механизмах формульного финансирования (нормативно-подушевого, персонифицированного), при этом совершенно очевидно, что дополнительное образование сегодня не может быть прежним, ведь изменились законодательная база, управление и экономика образования.
Всероссийский форум, получивший осторожное жанровое определение - совещание, отразил палитру актуальных вопросов и механизмов построения доступного дополнительного образования детей: проектное управление, модели регионального развития допобразования, формы участия госкорпораций и бизнеса в построении маршрутов дополнительного образования, дифференциация программ внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ, сетевое взаимодействие и сетевая форма реализации программ, государственно-частное партнерство, профстандарт педагога дополнительного образования, новые механизмы и модели финансирования, независимая оценка качества образования, работа с одаренными и талантливыми детьми, формирование универсальных компетенций и навыков будущего, межведомственные механизмы, работа модельного центра как ядра региональной системы дополнительного образования детей. Заметьте, по размаху это масштаб реформаторских преобразований системы дополнительного образования. А как иначе? Можно ли выполнить государственные задачи повышения охвата допобразованием до 75% детей, не меняя содержания образования и системы управления? Ведь каждый ребенок в любом удаленном селе должен получить доступную качественную программу дополнительного образования, соответствующую его возрасту, интересам, способностям, потребностям на протяжении всего периода его детства и взросления до 18 лет.
Новые ветры уже сильно продувают законсервированные устои учреждений дополнительного образования детей, очевидно, что наступил этап перезагрузки. Сегодня учреждения дополнительного образования на образовательном рынке не одни, в реальной конкуренции с образовательными организациями всех типов, а также с организациями, осуществляющими обучение, и индивидуальными предпринимателями. И однажды наступит 1 января очередного нового года, когда за цифры бюджетного финансирования в конкурсных процедурах по 44-ФЗ будут бороться все вышеперечисленные участники. А пока идет апробация новых форм персонифицированного финансирования, которая покажет иные формулы голосования за программы дополнительного образования, которые будут выражены количеством заявительных сертификатов. И региональным системам допобразования детей надо стать конкурентоспособными, чтобы в условиях рыночной экономики обеспечить доступное и качественное дополнительное образование детей.
Вот что интересно: слушая коллег из регионов, анализируя их опыт, практики и проблемы, понимаешь поучительность и полезность опыта московского образования. Тем более что, по существу, в Москве фактически выполнено стратегическое государственное требование по 75%-ному охвату дополнительным образованием. Такое приращение доступными программами дополнительного образования произошло благодаря новым механизмам управления, которые сняли многочисленные барьеры, имеющиеся в других регионах.
В некоторых регионах разными способами осуществляется поиск решений по обеспечению доступности ресурсов, объединенных на одной территории по месту проживания детей, для реализации дополнительных общеразвивающих программ. И оказалось, что имеются непреодолимые барьеры, поскольку на одной территории есть несколько учреждений разного подчинения (например, образования и спорта), с разными ресурсами, но каждое из которых ведет свой учет программ и детей, возникает замкнутый круг невозможности сетевой формы реализации программ, потому что спортивная организация имеет спортзалы, но не имеет лицензии, а образовательная организация имеет педагогов, но не имеет возможности передать финансовые средства в другую организацию на реализацию программ, налицо опасность невыполнения государственного задания и двойного учета детей, как следствие вместо сотрудничества между учреждениями возникает конкурентная борьба за охват. И вроде бы все выстраивается для повышения доступности, а на деле возникает ситуация поиска преодоления нормативно-правовых, межведомственных и других барьеров.
В этом смысле реализованные в московском образовании механизмы создания на одной территории большой образовательной организации, объединившей инфраструктуры нескольких учреждений, не только обеспечивают всех проживающих на этой территории детей доступными программами, но и снимают возможные барьеры нормативно-правовых, межведомственных и иных противоречий. Региональные коллеги признают, что, когда не работают сетевые механизмы, когда для учреждений спорта, культуры, промышленности и технопространств возникают трудности с лицензированием, крупный образовательный комплекс - одно из наиболее целесообразных решений задач обеспечения доступным дополнительным образованием.
Другой важный аргумент. Наше общее представление о цифровой революции в дополнительном образовании подкреплено новыми технологическими инициативами и созданием технопарков и кванториумов для детей, где обретают свое второе рождение техническая и естественно-научная направленности дополнительного образования. Конечно, это грандиозно - квантумы, атомы, погружение детей в наукоемкие пространства с доступными лабораториями, экспериментариумами, цифровыми технологиями. Без этого не будет научных прорывов. Дорогого стоит то, что госкорпорации, такие, например, как Роскосмос или РЖД, с готовностью сами создают и внедряют дополнительные общеразвивающие программы и образовательные проекты, направленные на привлечение детей не только к новым формам, но и к конкретной сфере будущей трудовой занятости. Но триумфальное шествие кванториумов имеет весьма существенное барьерное обременение в виде лицензионных требований к обязательным условиям образовательной деятельности. Две и более организаций могут реализовать образовательные программы в сетевой форме при наличии договора и лицензии у каждого из участников, совместно разработанной и утвержденной программы, локальных нормативных актов о порядке реализации программ в сетевой форме, расписания, учебных документов и распорядительных актов, позволяющих соблюсти образовательные права детей и согласие их родителей. Также требуется определение ответственности за безопасность детей при логистике реализации программ в сетевой форме. В настоящее время поиск вариантов реализации программ с участием кванториумов и технопарков прорабатывается, однако в полной мере очевидно, что потребуются время на рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в законодательство в этой части. Это будет позже. Но сколько детей сейчас, за это время, упустят свои возможности? Золотым аргументом вписывается московский подход дифференциации образовательной деятельности (то есть реализации программ) и образовательных и культурно-просветительских проектов с использованием социокультурной инфраструктуры города, университетов, эффективного учебного плана, освободившего субботу для возможности участия в университетских, гражданских, культурных, спортивных субботах, открывших двери всех спортивных и культурных объектов для детей. При этом наличие регистрации через единый портал госуслуг исключает возможность дублирования, но позволяет проследить логистику в выборе программ, учреждений, перехода от одной дополнительной программы к другой каждому ребенку. Возможно, в московском образовании, принимая это как неизбежную данность, уже забыли о том, что это было сделано в рамках выполнения в том числе майских указов президента, но то, что это работает и один механизм запускает другой, это дорогого стоит. Еще один важный аргумент - это возможность выбора и освоения детьми нескольких бесплатных программ, главное, чтобы были желание, интерес и свободное время. А бюджетное финансирование на это выделено в полной мере. Чтобы разобраться, как работают эти механизмы, пришлось анализировать и сопоставлять нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней, внимательно изучать приказы Департамента образования, а также методические рекомендации по порядку учета расходования денежных средств на дополнительное образование детей. Вот какой интересный вывод. Методическими рекомендациями федерального уровня от 2015 г. рекомендовано дифференцировать дополнительные общеразвивающие программы по уровням: стартовый, базовый, продвинутый. И многие регионы по этим рекомендациям так и работают. Скрипят, но работают. А в московской системе образования обоснованна и, самое главное, формульно просчитана и профинансирована другая дифференциация по уровням: ознакомительный, базовый, углубленный, причем с корреляциями по категориям обучающихся, категориям организаций, оказывающих эти услуги, срокам обучения, объемам учебной нагрузки и планируемым результатам обучения, которые ориентированы на представление результатов на уровне региона, то есть города Москвы. Поэтому в общей целостности видно, что создана система, и она стройно и четко работает, давая результат, не отвлекая силы у работников на преодоление различных барьеров. Жаль, что на всероссийском совещании коллеги из регионов этого не услышали. Это позитивный опыт, которому надо учить и учиться.
Однако это не означает, что в других регионах все обстоит хуже. Содержательно - во многом даже лучше, потому что региональные коллеги не надувают щеки от успехов, получают много скромнее, вкладываются куда более усердно, не замечены в скандалах, но очень много и очень красиво работают. Вот этот бесценный опыт развития дополнительного образования в регионах был интересен и полезен. Куда бы надо поехать поучиться и обменяться опытом? В Татарстан, Ярославль, Красноярский край, Якутию, ХМАО, Санкт-Петербург, Астраханскую область, Московскую область, Оренбургскую область, Пермский край, Новосибирск, Томск, Липецкую область и многие другие. Как широко и далеко шагнули региональные институты развития образования, научно-методически точно и точечно сопровождая свои региональные системы дополнительного образования! Они не стонали оттого, что их не позвали на пленар, не пригласили на панельную дискуссию, не предоставили слово. Они скромно и стойко продемонстрировали, что умеют учиться и учить, быстро, гибко и мобильно отвечая на запросы времени на уровне интересов своих регионов.
С форума я ушла со стойким убеждением правозащитника, который защищает тех, кто делает дело. Сложно, товарищи, дать ответы тем, кто их сам не ищет. Иное время. Уже к вечеру этот текст будет неактуален. Актуален только процесс саморазвития: наши компетенции критического анализа, наши способности развиваться и изменяться вместе с изменениями, учиться у новых спикеров, даже если они нас много моложе, не имеют степеней и наград и говорят на каком-то своем языке проектного управления и кванторианской риторики. Нужно точно улавливать их хэштеги, иначе мы безнадежно отстанем и так и не найдем тот самый скрипичный ключ, которым можно открыть сейфовый замок нового содержания дополнительного образования в эпоху цифровой эволюции.


Лариса Семёновна Львова, начальник научно-методического отдела ФГБУК "ВЦХТ"

Категория: IV Всероссийское совещание работников сферы дополнительного образования детей | - | Теги: всероссийское совещание, доступное образование, дополнительное образование
Просмотров: 61 | Загрузок: 86 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar