Главная » Файлы » Файлы "ВЦХТ"

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ
[ Скачать с сервера (8.03 Mb) · Скачать удаленно (elibrary.ru) ] 03.10.2018, 14:07

СУХОМЛИН ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ1ЗУБАРЕВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА1,2ЯКУШИН АЛЕКСЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ3 
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
3 Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация
Статья посвящена исследованию некоторых методологических аспектов концепции цифровых навыков. Рассматриваются понятия, характерные особенности, классификация цифровых навыков. Предлагается модель цифровых навыков и их профилей, представляющая навыки в виде составных динамических многомерных сущностей. Данная модель используется для выявления востребованных цифровых навыков, их определения и систематизации, решения задач кадрового менеджмента, а также для разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова
Навыки цифровой экономики, цифровые навыки, модель представления навыков, метаязык описания навыков, системы квалификаций.



Цифровые навыки и их классификация
В условиях ускоренного развития всех секторов цифровой экономики становятся востребованными не просто дипломы и сертификаты об образовании, а сами конечные результаты образовательных, учебных и тренинговых процессов, а именно способности использования   на   практике   полученных   знаний при решении конкретных практических задач, называемые  «навыками» (skills). При  этом в цифровой экономике  значительная доля навыков имеет  явно   цифровой  характер.  Таким  образом, важнейшую роль в цифровую эпоху играют именно цифровая грамотность вообще  и цифровые навыки в частности.

Под цифровой грамотностью  будем понимать способность человека уверенно владеть ИТ-инструментарием на рабочем месте и в жизни, оценивать информацию, получаемую из нескольких источников, оценивать ее достоверность и полезность с помощью самостоятельно установленных критериев, а также уметь решать задачи, которые требуют того, чтобы найти информацию, связанную с незнакомым контекстом, при наличии  неоднозначности и  без явных указаний . Такая  грамотность в цифровую эпоху носит универсальный общезначимыий характер, она   нужна  всем  членам  общества  и формирует  важную  составляющую информационной культуры человека [5].

Термин «навыки» рассматривается как способность конкретного или абстрактного работника обеспечить осуществление  конкретной профессиональной деятельности,  причем в общем случае   на   конкретной рабочей   позиции   и   в конкретное   время.  Таким   образом, навыки  представляют собой сугубо динамические сущности, ассоциированные с конкретным контекстом   или экосистемой профессиональной деятельности. В связи с чем они обладают собственным жизненным циклом, непосредственно связанным с жизненными циклами рабочего места и самого работника.

Рассмотрим следующие виды цифровых навыков.
1. Общие ИТ-навыки позволяют работникам самого широкого спектра профессий  использовать ИТ в своей повседневной работе.  Например, это поиск информации в Интернете,   использование офисного ПО, средств для статистического анализа данных, формирования  и  производства документации и т.п.
2. Профессиональные ИТ-навыки необходимы прежде всего специалистам в области ИТ и их приложений  для производства продуктов, услуг  и ресурсов  в сфере ИТ. Например, это навыки системного проектирования,   программирования, разработки приложениий,  управления  данными  и сетями,  разработки систем электронной коммерции, облачных хранилищ данных, и т.п.
3. Проблемно-ориентированные цифровые навыки — навыки специалистов, разрабатывающих и использующих специализированные проблемно- ориентированные платформы,  приложения, пакеты программ, системы автоматизированного проектирования, BIM-платформы,  ГИСы, инструментальные  средства логистики, фреймворки для решения задач  биоинформатики и пр.
4. Комплементарные ИТ-навыки (complementary skills) – навыки использования возможностей экосистемы для выполнения новых задач, связанных с применением ИТ на  рабочем месте. Например, использование социальных сетей для  коммуникации с коллегами и клиентами, продвижение бренда   продуктов на платформах электронной  коммерции, анализ больших данных, бизнес-планирование и т.п.
5. Навыки использования сервисов цифровой экономики — навыки  использования различных полезных сервисов и процессов, реализуемых на основе инфраструктуры Интернета  Вещей   и  функциональных  компонент  цифровой  экономики, позволяющие повысить уровень решения задач практики. Например, такие, как службы облачных хранилищ информационных ресурсов и управления ими, автоматизация выполнения процессов логистики, использование возможностей  технологий  5G, оптимизация задач розничной торговли, управление малым бизнесом и   управление  его трансформацией и т.п.
В   процессе   перехода   к   цифровой экономике ускоренными темпами возрастает  спрос на общие и профессиональные ИТ-навыки.  Также прогнозируется значительный рост  спроса  на базовые ИТ-навыки для непрофессионалов в области  ИТ [4]. Не менее актуальным становится развитие комплементарных ИТ-навыков для их использования на рабочем месте, что, несомненно, будет способствовать повышению технологичности выполнения работы в контексте цифровой экономики.
Навыки любого вида не могут формироваться на пустом месте, они должны иметь некоторую базовую компоненту (теоретического и/или практико-ориентированного  характера), называемую базовыми навыками, которые,  как правило, закладываются на начальных этапах образовательных процессов. Именно на основе базовых навыков  формируется  требуемый  спектр цифровых навыков,   определяющий  квалифицированность конкретного или абстрактного работника.   Возможности развития  специальных  навыков в значительной мере определяются уровнем  базовых знаний , что еще раз подчеркивает   важность фундаментальности профессионального образования. Развитие базовых  навыков  служит своего рода закладкой фундамента для  непрерывного обучения на протяжении жизненного цикла работника.
Следует заметить, что навыки всегда считались конечным продуктом процесса обучения, однако в цифровой   экономике  спрос  на  них   приобретает системныий , массовый и одновременно конкретныий характер,   так   как   по   существу   все   участники цифровой  экономики должны иметь  способности создавать и обрабатывать сложную  информацию,  мыслить системно и критически, принимать решения на многокритериальной  основе, понимать суть происходящих процессов полидисциплинарного характера, быть адаптивными   и   гибкими   к   новоий информации, быть   креативными,   уметь   выявлять  и  решать реальные проблемы цифрового мира.


Проанализируем некоторые основные особенности цифровых навыков:
1. Динамичность, т.е. изменяемость во времени и, как следствие, существование собственного жизненного цикла, представляющего  собой последовательность событий , соответствующих моментам образования навыка, качественного изменения его состояния, прекращения использования.
2. Непосредственная зависимость от экосистемы рабочего места, т.е. контекста конкретного рабочего места, и зависимость от жизненного цикла рабочего места и самого работника.
3. Постоянное обновление комплементарных цифровых навыков, обусловленное быстрым развитием технологической  оснащенности экосистемы рабочего места,  увеличением объема связанной с трудовыми функциями научно-технической информации, возникновение  принципиально новых способов работы с ней.
4. Междисциплинарный   характер  навыков, заключающиийся  в  том,  что   содержание  навыка может   захватывать несколько различных конвергентных   предметных областеий, что усложняет обучение таким навыкам.
5. Мобильность и конкурентность навыков, которые, как правило, будут объединяться в виртуальном пространстве для решения общих задач, минуя административные и международные границы.
6. Возрастающая роль международных стандартов, всеобъемлющая система которых формируется мировым сообществом, обеспечивая продуктам и процессам такие   свойства «открытости», как интероперабельность, переносимость, масштабируемость, оптимизацию инвестиций в информационную инфраструктуру. В связи с чем цифровые навыки должны в  полной мере отражать эту тенденцию.
Отмеченные выше особенности цифровых навыков  ставят  перед  системой  подготовки профессиональных кадров новые задачи.
Надо отметить, что на ограничения традиционноий   системы  производства кадров указывают и важнеийшие факторы, характеризующие новый экономический уклад  и определенные  в  Стратегии  научно- технологического развития РФ [7].

К этим факторам отнесены:
- сжатие инновационного цикла: существенное сокращение времени между получением новых знаний и созданием технологий, продуктов и услуг, их выходом на рынок;
- размывание дисциплинарных и отраслевых границ в исследованиях и разработках, междисциплинарный  и  конвергентныий   характер исследований ;
- резкое увеличение объема научно-технической информации, возникновение принципиально  новых  способов  работы  с  ней   и форм   организации   аппаратных   и   программных инструментов проведения   исследованиий   и разработок;
- рост  требований к квалификации исследователей ,  международная  конкуренция   за талантливых высококвалифицированных работников и привлечение их в науку, инженерию, техническое предпринимательство;
- возрастание роли международных стандартов. С точки зрения интересов кадрового менеджмента,  планирования и  организации подготовки профессиональных кадров в ИТ- отрасли и ее приложений интерес представляют не цифровые   навыки   вообще,   а   наборы   навыков, соответствующие конкретным профессиональным позициям работников,  т.е  наборы цифровых навыков,  определяющие   содержание  профессии, специальности,  специализации, наконец, рабочего места. Такой  набор цифровых навыков для конкретной профессиональной  позиции  будем называть профилем   цифровых   навыков   или составным цифровым навыком. Так как в дальнейшем нас будут интересовать именно составные цифровые  навыки,  часто в тексте  для простоты будем называть их просто навыками...

Литература
1. Ministerial declaration on the digital economy: innovation, growth and social prosperity («Cancuá n declaration»). – [Электронный ресурс].  –  URL:  http://www.oecd.org/sti/ieconomy/Digital-Economy-Ministerial-Declaration-2016.pdf.  –   (Дата обращения: 17.06.2017). – Текст на англ. – Пер. Загл. с экрана: Министерская декларация: о цифровоий экономике: инновации, рост и социальное процветание.
2. Послание  Президента  Федеральному  Собранию.  2016.  1  декабря.  –  [Электронный   ресурс].  –  URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379. – (Дата обращения: 17.06.2017).
3. Куприяновский В.П. и др. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования / В.П. Куприяновский ,  В.А. Сухомлин, А.П. Добрынин, А.Н. Раийков, Ф.В. Шкуров, В.И. Дрожжинов, Н.О. Федорова, Д.Е. Намиот // International Journal of Open Information Technologies. – 2017. – Том 5, № 1. – С. 19-25.
4. Сухомлин В.А. Открытая система ИТ-образования как инструмент формирования цифровых навыков человека / В.А. Сухомлин // Стратегические приоритеты. – 2017. –  № 1(11). – С. 70-81.
5. Колин   К.К., Урсул   А.Д.   Информация   и   культура.   Введение   в   информационную   культурологию.   –   М.:   Изд-во
«Стратегические приоритеты», 2015. – 300 с.
6. Skills for a Digital World 2016. Ministerial Meeting on the Digital Economy Background Report. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/skills-for-a-digital-world_5jlwz83z3wnw-en. Retrieved: Dec, 2016. – (Дата обращения: 17.06.2017).
7. Указ   Президента   Россиийской   Федерации   от   01.12.2016   №   642   «О   Стратегии   научно-технологического   развития Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – URL:   http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612010007.
8. Профессиональные стандарты в области ИТ. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.apkit.ru/committees/education/meetings/standarts.php. – (Дата обращения: 17.06.2017).
9. The Skills Framework for the Information Age (SFIA) – free use for organisations to acquire, develop and manage the skills and competencies of their workforce. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sfia-online.org/en. – (Дата обращения: 17.06.2017).
10. Раскладка профессий в области ИТ по квалификационным уровням. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.apkit.ru/committees/education/projects/Layout_of_Itprofessions.pdf. – (Дата обращения: 17.06.2017).
11. Заий цева Н.А.  Ушанов  Ю.В.  Национальная  система  профессиональных  квалификаций :   организационно-методические основы создания. Монография.— М.: РУСАИЙ НС, 2016. — 184 с.
12. Дрожжинов В.И. SFIA–система профессиональных стандартов в сфере ИТ эпохи цифровой экономики / В.И. Дрожжинов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2017. – Том 13, № 1. – С. 132-143.
13. The SFIA Foundation. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.sfia.org.uk. – (Дата обращения: 17.06.2017).
14. В МГУ создали национальный центр компетенций в  области  цифровой  экономики.  2017.  24  июля.  –  [Электронный ресурс]. – URL: http://tass.ru/obschestvo/4435276. – (Дата обращения: 18.06.2017).
 

Категория: Файлы "ВЦХТ" | - | Теги: цифровизация, цифровые навыки
Просмотров: 62 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar