Главная » Файлы » Файлы "ВЦХТ"

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СПО С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ДВИЖЕНИЯ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ (WORLDSKILLS RUSSIA/ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ)»
[ · Скачать удаленно ("Методист") ] 17.07.2018, 12:19

Статья опубликована в журнале "Методист" №5/2018

Статья преподавателя курсов ФГБУК "ВЦХТ" КРАЙЧИНСКОЙ С.Б., к.психол.н., зам. генерального директора по подготовке кадров, директора Академии WorldSkills Russia, Союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», выступавшей перед слушателями 5 июня 2018 года по программе«Современные подходы и практики интеграции дополнительных общеразвивающих программ художественной и технической направленностей»

КРАЙЧИНСКАЯ С.Б., к.психол.н., зам. генерального директора по подготовке кадров, директор Академии WorldSkills Russia, Союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»,

САМОФЕЕВ И.А., начальник проектно-аналитического отдела Академии WorldSkills Russia, Союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»

Статья посвящена вопросам развития среднего профессионального образования (СПО) и описывает модель системного преобразования СПО в рамках проектов движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». Предложен механизм связывания различных инструментов WorldSkills (чемпионаты, демонстрационный экзамен, программы повышения квалификации, формирование экспертного сообщества и др.) с целью обеспечения подготовки высококвалифицированных рабочих кадров под потребности экономики региона.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование (СПО), рабочие кадры, WorldSkills, WorldSkills Russia, карта развития компетенций.

The article is devoted to development of technical and vocational education and training (TVET). It describes a model of system transformation of TVET through the projects of Union “Young Professionals (WorldSkills Russia)”. Authors suggest mechanism of connection between different WorldSkills tools (competitions, demonstration exam, expert community etc.) to ensure the training of highly qualified workers for the needs of regional economies.
Keywords: technical and vocational education and training (TVET), workforce, WorldSkills, WorldSkills Russia, map of skills development.

Задачи развития региональных систем СПО
В настоящее время развитие среднего профессионального образования (СПО) является одним из государственных приоритетов. Важность данной темы подчёркивается личным вниманием Президента РФ В.В. Путина к вопросам подготовки высококвалифицированных рабочих кадров: 6 марта 2018 г. в Екатеринбурге Владимир Путин провёл совещание по развитию системы СПО, на котором отметил важность данной темы для развития экономики страны:
«Считаю, что этот вопрос, как и обновление всей системы образования, внедрение передовых подходов к подготовке рабочих, инженеров, является одним из ключевых, базовых для технологического, экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан» [1].
При этом проблемы, которые по-прежнему существуют в системе СПО, очевидны: устаревшая материально-техническая база, неспособность преподавательского состава работать с новыми профессиональными технологиями, низкое качество практической подготовки студентов и другие. На протяжении более 20 лет система СПО существовала без серьёзных инициатив и программ развития, что привело не только к существенному сокращению контингента студентов профессиональных образовательных организаций, но и к снижению качества подготовки выпускников СПО. Следствием стали и проблемы в экономике: по данным «Мониторинга экономической ситуации в России», «дефицит рабочих кадров называют «главной ресурсной проблемой» промышленности» [2].
Активная работа по решению этих проблем началась несколько лет назад. В различных проектах по развитию системы СПО задействованы как федеральные органы исполнительной власти (Минобрнауки России, Минтруд России, отраслевые министерства), так и новые институты развития (Агентство стратегических инициатив, Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»).
Для развития системы СПО особую роль играет региональная рамка, что, к сожалению, не всегда учитывается в проектах реформирования системы, но играет существенную роль в её развитии. Во-первых, в 2011 году был завершён масштабный процесс передачи колледжей и техникумов с федерального уровня в ведение субъектов РФ, в Федеральном законе «Об образовании» 2012 года полномочия по предоставлению среднего профессионального образования были окончательно закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации [3; 8]. Во-вторых, в системе среднего профессионального образования очевидна острая необходимость тесного взаимодействия учреждений, которые осуществляют подготовку рабочих кадров, с предприятиями региона – будущими работодателями выпускников СПО. Такое взаимодействие обеспечивает подготовку именно тех специалистов, которые требуются региональной экономике.
Союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», который является национальным оператором международного движения WorldSkills International в России и участвует в процессах реформирования системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, сформировал свою модель развития региональных систем СПО с учётом специфики субъектов Российской Федерации.

Формирование модели развития региональной системы СПО в рамках движения «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»
Россия вступила в международное движение по развитию профессионального мастерства WorldSkills International в 2012 году. Ядро движения WorldSkills International (WSI) – это система чемпионатов, где соревнуются специалисты рабочих и инженерных профессий: мехатроники, сварщики, графические дизайнеры, программисты, повара и другие. Конкурсные задания чемпионатов разрабатываются экспертным сообществом на основе передовых производственных технологий и с применением самого современного оборудования и инструментов. Чемпионаты обеспечивают развитие сферы подготовки рабочих и инженерных кадров и формируют «высшую планку достижений» в каждой из профессий.
Помимо чемпионатов, в движении «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» сформированы и другие проекты, направленные на развитие системы СПО:

  • экспертное сообщество (включающее международных экспертов, менеджеров компетенций, сертифицированных экспертов, экспертов с правом проведения чемпионатов, экспертов с правом оценки демонстрационного экзамена);
  • демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills в качестве итоговой аттестации выпускников СПО;
  • программы повышения квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) «Практика и методика подготовки кадров по профессии (специальности) с учётом стандартов WorldSkills»;
  • аккредитация специализированных центров компетенций (СЦК);
  • юниорские соревнования по стандартам WorldSkills;
  • разработка новых компетенций WorldSkills и другие [4].

Основной вопрос, который возникает при использовании обозначенных инструментов WorldSkills, – как обеспечить их связность и как запустить системное развитие региональной системы СПО с помощью движения «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

В 2017 году в рамках работы Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» в Новгородской области была сформирована и апробирована модель развития региональной системы СПО с применением различных инструментов WorldSkills. Данная модель содержит 5 ключевых этапов. Реализация пятого этапа продолжается в настоящее время с участием Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».
На схеме приведена модель развития региональной системы СПО с применением инструментов WorldSkills, которые разработаны Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» для решения задач развития региональных систем подготовки высококвалифицированных кадров для обеспечения функционирования и развития экономики региона.

Этап 1. Анализ положения дел
Первым шагом в процессе преобразования региональной системы СПО является анализ текущего положения дел, который проводится в формате проектно-аналитической сессии по теме «Анализ имеющегося кадрового ресурса региона и проектирование направлений развития». Проектно-аналитическая сессия проводится Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» с участием руководства региона, представителей региональных органов исполнительной власти, ключевых работодателей и руководителей профессиональных образовательных организаций.
Для старта работ принципиально важным является участие руководства региона: глава региона, исходя из приоритетов развития экономики региона, ставит задачи на преобразование системы СПО для руководителей органов исполнительной власти и руководителей профессиональных образовательных организаций региона.
В Новгородской области губернатор обозначил такое понятие, как «точки роста» – это учреждения, которые регион будет поддерживать в первую очередь и вкладывать бюджетные средства в их развитие. В каждом регионе может быть своё понятие
«точек роста», однако желательно, чтобы оно было сформировано, так как даёт представление о том, какие показатели, характеристики профессиональных образовательных организаций наиболее важны для руководства региона. Например, точками роста могут считаться те профессиональные образовательные организации, которые имеют тесные связи с работодателями: развитую модель дуального образования, финансовую поддержку со стороны работодателей, привлекают сотрудников предприятий в образовательный процесс и т.д. Также точками роста могут считаться те учреждения, которые уже на данный момент соответствуют определённым требованиям или показателям или активно работают по их достижению. В качестве таких показателей могут быть взяты результаты участия в чемпионатах «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», результаты демонстрационного экзамена, показатели трудоустройства выпускников, объём привлеченных внебюджетных средств и другие.
При этом необходимо, чтобы и в дальнейшей работе по развитию системы СПО принимали участие представители руководства региона, а также органы исполнительной власти, ответственные не только за сферу образования, но и за развитие региона в реальных секторах экономики (министерство/департамент экономического развития, министерства промышленности, сельского хозяйства, связи и коммуникаций, строительства, транспорта и др.).
В результате проектно-аналитической сессии с участием профессиональных образовательных организаций, работодателей и представителей органов исполнительной власти региона формируются следующие продукты:
объективная картина положения дел по обеспечению квалифицированными рабочими кадрами каждой из ключевых сфер экономики: промышленность, строительство, транспорт и логистика, ЖКХ, социальная сфера и т.д., в зависимости от специфики региона;
перечень перспективных направлений развития системы подготовки рабочих кадров с учётом кадровых потребностей бизнеса и приоритетов развития экономики региона.

Этап 2. Разработка дорожной карты развития рабочих кадров
Обозначенные в ходе проектно-аналитической сессии направления развития фиксируются в плане действий по преобразованию системы СПО – Дорожной карте развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров в регионе. Данная дорожная карта является не итогом, а стартом работ по развитию системы СПО с использованием инструментов Ворлдскиллс, поэтому она содержит задачи только на краткосрочный период – полгода - год, за которые должны быть обеспечены различные направления работ по линии движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».
В Новгородской области была принята Дорожная карта «Квалифицированные рабочие кадры Новгородской области» на 2017 год («план быстрых побед») [5], в которой рамочно зафиксированы ключевые задачи региона:
формирование перечня топ-профессий региона,
проведение регионального чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»,
повышение квалификации управленческого состава колледжей и преподавателей (мастеров производственного обучения),
сертификация экспертов WorldSkills Russia и т.д.
По завершении мероприятий Дорожной карты должны быть спланированы дальнейшие работы на среднесрочный период (2–3 года).

Этап 3. Программа повышения управленческой квалификации руководителей профессиональных образовательных организаций
Одним из первых мероприятий Дорожной карты является реализация программы повышения квалификации Академии Ворлдскиллс Россия для управленческого состава профессиональных образовательных организаций «WorldSkills-Директор» («WS-Директор»), направленная на разработку решений по реализации мероприятий из Дорожной карты и планирование проектов развития СПО на среднесрочный период. Программа состоит из цикла проектно-аналитических сессий, в которых участвуют руководители всех профессиональных образовательных организаций региона, кадровый управленческий резерв (заместители директоров, преподаватели, мастера производственного обучения), представители органов исполнительной власти субъекта РФ, а также работодатели.
В ходе проектно-аналитических сессий участники прорабатывают следующие вопросы, необходимые для развития системы СПО:
Определение текущих «точек роста» региона: тех колледжей, которые на данный момент являются наиболее сильными и перспективными учреждениями региона по конкретным компетенциям WorldSkills, соответствующим наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям региона. Данные учреждения могут стать ключевыми площадками в ходе реализации Дорожной карты развития всей системы СПО.
Данному этапу может предшествовать выездной аудит материально-технической базы профессиональных образовательных организаций региона на предмет соответствия оборудования инфраструктурным листам по соответствующим компетенциям WorldSkills. В случае Новгородской области такой аудит был проведен перед циклом проектно-аналитических сессий и оформлен в виде аналитического отчёта по состоянию материально-технической базы колледжей и техникумов региона.
Формирование списка топ-профессий региона. По аналогии со списком топ-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, который был утверждён в 2015 г. Минтрудом России, подобный список должен быть создан в субъекте РФ с учётом специфики региональной экономики, потребностей бизнеса, интересов власти, перспективных инвестиционных проектов.
Данному этапу может предшествовать анализ утверждённого в регионе перечня наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, если таковой в регионе был разработан ранее. В Новгородской области такой перечень был утверждён на основе анализа информации по текущим вакансиям регионального рынка труда. Однако в процессе аналитики выяснилось, что в него не попали профессии, востребованные ключевыми работодателями региона и оцениваемые ими как перспективные в среднесрочной перспективе.
Определение ключевых компетенций World Skills для развития региональной системы СПО. С одной стороны, компетенции WorldSkills должны соответствовать ключевым профессиям региона, которые были выделены на предыдущем этапе. Однако зачастую компетенции WorldSkills не имеют полного соответствия профессиям (специальностям), востребованным в региональной экономике: например, профессии «автомеханик» соответствуют 4 компетенции WorldSkills (Ремонт и обслуживание легковых автомобилей, Кузовной ремонт, Окраска автомобилей, Обслуживание тяжёлой техники). Кроме того, компетенции WorldSkills – это достаточно ограниченное количество стандартов: на мировом уровне разработано около 500 стандартов компетенций, а в России – около 130, что существенно меньше всего спектра профессий в экономике.
Таким образом, определение ключевых компетенций WorldSkills, во-первых, позволяет выделить из перечня топ-профессий те, которые можно развивать с использованием инструментов движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» (где существует мировой или российский стандарт WorldSkills), а во-вторых, позволяет определить, что может привести регион в движение «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» в плане разработки новых компетенций, соответствующих потребностям региональной экономики.
Стимулирование регионального и межрегионального сетевого взаимодействия. Так как каждый колледж обладает очень ограниченными и специфическими ресурсами, необходимо развивать региональное и межрегиональное взаимодействие, направленное на общее развитие компетенций Ворлдскиллс в регионе, а не в каждом отдельном учреждении. Сетевое взаимодействие подразумевает, что колледжи могут использовать ресурсы друг друга, а также ресурсы работодателей (оборудование, расходные материалы, преподаватели, методические разработки и т.д.) для того, чтобы обеспечить высокое качество подготовки студентов по определённой компетенции. Причём взаимодействие может осуществляться не только внутри региона, но и по всей стране, например, с помощью привлечения специализированных (СЦК) и межрегиональных (МЦК) центров компетенций, а также экспертов Ворлдскиллс Россия.
Помимо возможности повысить качество подготовки рабочих кадров в регионе, сетевое взаимодействие имеет и другое важное преимущество: профессиональные образовательные организации перестают конкурировать между собой в одних и тех же направлениях подготовки и компетенциях WorldSkills. Если какой-либо колледж обладает наибольшим количеством ресурсов по определённой компетенции WorldSkillsи готов взять на себя ответственность за дальнейшее развитие этой компетенции в регионе, то он становится «головным колледжем», а другие учреждения становятся для него «кооперантами» и получают возможность использовать ресурсы лучшего учреждения региона по данной компетенции. Также «кооперанты» могут предоставить свои (ограниченные) ресурсы «головному колледжу» для обеспечения высокого качества подготовки по этой компетенции. При этом по другой компетенции WorldSkills ситуация может быть прямо противоположной: «головным колледжем» станет другое учреждение, а данный колледж станет «кооперантом» и сможет использовать ресурсы своих коллег.
Таким образом, в рамках темы сетевое взаимодействие рассматривается как повышение качества подготовки кадров в колледжах за счёт использования внутрирегиональных и межрегиональных ресурсов, так и оптимизация ресурсов региональной системы СПО.
В завершении программы «WS-Директор» разрабатывается сводная карта развития компетенций WorldSkills в регионе.

Этап 4. Карта развития компетенций WorldSkills
Карта развития компетенций WorldSkills является сборочным документом, который фиксирует и визуализирует ключевые результаты программы «WS-Директор», направленные на развитие региональной системы СПО с применением инструментов WorldSkills: приоритетные для региона компетенции WorldSkills и распределение ответственности по их развитию между колледжами. В качестве примера приведена карта развития компетенций WorldSkills, разработанная Союзом «Молодые про- фессионалы (WorldSkills Russia)» в Новгородской области (рис.).
Данная карта развития компетенций WorldSkills оформлена поверх географической карты субъекта РФ (Новгородской области), на неё нанесены все профессиональные образовательные организации региона с несколькими цветовыми разграничениями:
– точки с цветной заливкой – это «головные» колледжи – профессиональные образовательные организации, ответственные за развитие компетенций WorldSkills в регионе. Различные цвета означают принадлежность компетенции WorldSkills к той или иной сфере экономики;


Рис. Карта развития компетенций WorldSkills в Новгородской области


– точки с чёрным обводом без внутренней заливки – это колледжи-кооперанты – профессиональные образовательные организации, ресурсов которых недостаточно для «вытягивания» компетенций WorldSkills, но которые способны кооперироваться с другими учреждениями для развития компетенций. В легенде к карте зафиксированы все учреждения региона с указанием компетенций Ворлдскиллс, развитие которых готов обеспечить соответствующий колледж, включая разработку новых компетенций «с нуля».
Помимо того, что карта развития компетенций WorldSkills является «сборкой» по результатам проектно-аналитических сессий руководителей профессиональных образовательных организаций, – это ещё и инфографический интерфейс для руководства субъекта РФ и органов исполнительной власти по мониторингу ситуации с той или иной компетенцией WorldSkills в регионе, а также по принятию управленческих решений о поддержке «точек роста» в системе СПО.
Не исключено, что в процессе реализации проектов по развитию компетенций некоторые учреждения будут вынуждены сократить перечень своих компетенций WorldSkills или, наоборот, добавить туда новые компетенции, исходя из перечня наиболее востребованных, новых и перспективных профессий региона (который и сам будет меняться в процессе развития экономики региона).

Этап 5. Мероприятия по использованию инструментов Ворлдскиллс для развития системы СПО в регионе
После того, как завершены проектно-аналитические работы и разработана карта развития компетенций WorldSkills в регионе, каждый «головной» колледж формирует план развития своих компетенций в рамках движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». Принципиальный перечень мероприятий должен учитывать следующие направления работ, чтобы обеспечить не только высокий уровень чемпионатной подготовки, но и массовую подготовку квалифицированных рабочих кадров:

  • повышение квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) по программе «Практика и методика подготовки кадров по профессии (специальности) с учётом стандартов Ворлдскиллс» Академии WorldSkills Russia;
  • обучение экспертов, способных организовать и провести чемпионаты «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» и оценить работу студентов на демонстрационных экзаменах по стандартам WorldSkills Russia;
  • сертификация сотрудников колледжей в качестве экспертов WorldSkills Russia, что обеспечивает доступ представителей колледжей в экспертное сообщество, владеющее передовыми профессиональными технологиями;
  • организация чемпионатов (в том числе открытых, с привлечением участников из других регионов) по стандартам WorldSkills Russia по приоритетным для региона компетенциям;
  • проведение демонстрационного экзамена как объективной проверки практических навыков выпускников колледжей и качества подготовки в целом.

Помимо обозначенных направлений в планы развития компетенций могут быть заложены и другие инструменты Ворлдскиллс:

  • создание специализированных центров компетенций, аккредитованных Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)»;
  • профориентация школьников в рамках чемпионатов WorldSkills Junior;
  • участие в реализации проекта «Билет в будущее»;
  • разработка новых компетенций WorldSkills;
  • проведение в регионе национальных отборочных чемпионатов;
  • тренировки региональной сборной и т.д.

Таким образом, в рамках описанной модели развития региональной системы СПО реализация всех проектов движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» в регионе становится взаимосвязанной и опирается на единый инструмент – карту развития компетенций WorldSkills, которая разработана и согласована всеми заинтересованными сторонами: колледжами, работодателями, руководством региона и Союзом «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», что позволяет избежать бессистемного и непоследовательного использования инструментов WorldSkills и даёт возможность региону поставить реально выполнимые задачи и спланировать работы по преобразованию системы СПО в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Литература 
Совещание по развитию системы среднего профобразования // Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/56992 (дата обращения: 26.03.2018).
Шамина О. Главная ресурсная проблема: кто в России будет работать? // Русская служба Би-би-си. Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/features- 40637621 (дата обращения: 16.03.2018).
Абанкина И.В, Дудырев Ф.Ф., Фрумин И.Д., Шабалин А.И. Эволюция финансирования системы СПО: на пути к частно-государственному партнерству. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования, 2017. 28 с.
WorldSkills Russia: Наши проекты // Официальный сайт Союза «Молодые профессионалы (Ворлдс-киллс Россия)». Режим доступа: https://worldskills.ru/ (дата обращения: 16.03.2018).

Категория: Файлы "ВЦХТ" | - | Теги: WorldSkills Russia, среднее профессиональное образовани, карта развития компетенций, WorldSkills, рабочие кадры
Просмотров: 58 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar