Главная » Файлы » Презентация материалов Всероссийской конференции по работе с одаренными детьми

Детский совет как форма работы с социально одаренными учащимися
[ Скачать с сервера (1.21 Mb) ] 15.11.2017, 16:43

И.А. Ржевская, старший методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детско-юношеский центр «АРС»», г. Кострома
Детский совет как форма работы с социально одаренными учащимися

Презентация выступления на ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 


ДЕТСКИЙ СОВЕТ КАК ФОРМА РАБОТЫ С СОЦИАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

И.А.Ржевская, старший методист, педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «АРС»» города Костромы. Г.Кострома, Костромская область

Слайд 1.
    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Ржевская Ирина Алексеевна, я старший методист и педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра «АРС» города Костромы. Я хочу представить вашему вниманию выступление «Детский совет как форма работы с социально одаренными учащимися».
Слайд 2
    Мир, в который приходят наши дети, динамичен и противоречив, непостоянен, более открыт новому и менее стабилен, в отличие от мира нашего детства. Качество жизни и успешность развития  общества  как никогда раньше зависят от количества высокоинтеллектуальных, творческих личностей. Поэтому в настоящее время в образовании актуален вопрос выявления талантливых, высоко одаренных детей и создания условий для развития их на различных этапах обучения. 
     Понятие «способности», «талант», «одаренность» неоднократно рассматривались в трудах ученых, психологов, педагогов. Мы опираемся на точку зрения Б.М.Теплова, утверждавшего, что способности и одаренность можно развивать в практической деятельности. Одаренный ребенок обязательно выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в каком-либо виде деятельности, или имеет предпосылки для таких достижений.    
Слайд 3
    Среди видов одаренности выделяют лидерскую и аттрактивную одаренность, ее также называют одаренностью в коммуникативной деятельности или социальной одаренностью. 
Слайд 4
    Особые возможности дополнительного образования для социального развития личности отмечены в нормативных документах и работах специалистов.  В.П.Голованов отмечает, что «современное дополнительное образование детей, обладая воспитательным потенциалом, объективно создает условия и возможности для развития социальной одаренности воспитанников, так как представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей» [2]. 
Слайд 5
    Социальная одаренность может развивать спонтанно, в ситуациях, когда ребенок, так или иначе пользуется своими коммуникативными, организаторскими умениями. Но, безусловно, наилучший результат может быть достигнут при включении ребенка в целенаправленный педагогический процесс, организацию педагогических ситуаций, требующих от их участников использования разных личностных ресурсов. Данные ситуации должны быть привлекательны для участия, отличаться разнообразием, разнонаправленностью направлений деятельности, ее результатов. 
Слайд 6
    При подготовке выступления мы нашли работу учительницы из г. Железногорска Елены Свиридовой. Ее точка зрения об особенности педагогических условий для социально одаренных детей нам близка: «Главным в создании соответствующих педагогических условий является поддержка и стимулирование детских инициатив, разворачивание самих проектов и социально значимых деятельностей». 
    Мы расскажем об опыте деятельности учреждений дополнительного образования города Костромы по развитию социальной одаренности детей. 
    Кострому по праву можно назвать одним из городов  - «пионеров» детского движения, здесь, в Костромском Государственном Педагогическом Университете многие годы готовили настоящих лидеров, вожатых, организаторов пионерской и комсомольской работы. По-прежнему работают уже легендарные лагеря детского актива «Комсорг» и «Соколенок». Работы костромских ученых и практиков: А.Н.Лутошкина, Н.С. Захаровой, Т.Ф.Асафовой, А.Г. Кирпичника, О.С.Коршуновой, С.Н. и Е.И.Возжаевых, др. до сих пор востребованы и популярны.    
Слайд 7
    В 2014 г. Комитетом образования, культуры, спорта и работы с молодежью г. Костромы принято решение о создании общественной детской организации «Дети города»,  в которую могут войти дети, учащиеся учреждений дополнительного образования. Во всех учреждениях дополнительного образования города созданы детские советы, куда входят активные учащиеся, обладающие лидерскими качествами – социально одаренные дети. 
Слайд 8
    Можно выделить 2 уровня деятельности детских советов: общегородской и уровень учреждения. Ежегодно дети и взрослые составляют план деятельности организации, куда входят ежеквартальные творческие встречи  на базах разных учреждений дополнительного образования, выездные сборы, участие в городских акциях, совместные дела и социальные проекты. Темы для проектов определяют дети, а на первом осеннем сборе каждый детский совет выбирает проект, реализацией которого он будет заниматься в течение года. Так, в 2017-2018 учебном году будут реализовываться следующие проекты: «Вектор профессий», «Фестиваль народов России», «Наш зелёный мир», «Некомпьютерные игры», «Помощь и взаимодействие», «Мудрость страны». Объектами заботы ребят-активистов станут пожилые люди, ветераны и труженики тыла, дети, оставшиеся без попечения родителей, одноклассники, детские объединения и т.д.
Слайд 9
О деятельности детского совета учреждения расскажу на примере работы Детского совет «Лампа» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «АРС»» Смысл деятельности Детского совета зашифрован в его названии: Лояльная Активная Молодежь  - Помощник Арса. 
Общеразвивающая программа «Калейдоскоп идей», по которой занимается в «АРСе» детский актив, имеет  две особенности: в содержании – программа насыщена знаниями для юного организатора, лидера детского коллектива; в структуре  - гибкость, вариативность, возможность для изменения. 
Программа ориентирована на обеспечение возможности общения и самовыражения, раскрытия личностного и творческого потенциала подростков. Она решает задачи по интеграции,  вовлечению подростков в открытую деятельность. 
Адресаты программы - дети 10-14 лет, заинтересованные  организаторской деятельностью, обладающие лидерскими качествами или желающими их развивать, занимаясь общественно-полезной деятельностью. 
Слайд 10
Цель программы: Создание условий для самореализации подростков в социально значимом пространстве, развитие их лидерских качеств. 
Слайд 11
Основные  направления деятельности по программе объединены в 2 больших блока: «Организаторство» и «Проектная деятельность». 
Блок «Организаторство» включает занятия по следующим темам:
    «Жажда творчества» (занятия теоретического и практического плана. Изучение методики организации и проведения мероприятий. Формы проведения мероприятий: ролевая игра, фестиваль, лекторий, концерт, выставка, спектакль, эстафета, дискотека, экскурсия, др.  Режиссура массовых мероприятий)
    «Оранжевое небо» (серия занятий по оформительству, изготовление сюрпризов, дипломов, варианты оформления мероприятий. Презентация творческих проектов, работ, программ. Проектная и конкурсная деятельность.)
    «Мир добротой спасется» - программы и акции для пожилых людей, родителей и ветеранов.
    «Романтики» (романтические атрибуты лагерной смены: легенды, орлятские круги, авторские песни, история пионерского движения в Костромской области. Проектная и конкурсная деятельность.)
Блок «Проектная деятельность» - индивидуальная и групповая деятельность по реализации проекта на год.
Слайд 12
В процессе реализации программы планируется  использование разных форм проведения  занятий: лекции, презентации, тренинги; мини – КВН, брейн – ринги, блиц – опросы, ролевые игры, дискуссии, встречи с интересными людьми, занятий-практикумы, круглые столы и специально организованные дискуссии, презентации проектов, мероприятий, МФР и КТД, постановочно-репетиционные занятия, индивидуальные занятия.
Большое место в программе «Калейдоскоп идей» уделяется индивидуальной работе с подростками. Это консультативные встречи, совместная деятельность по созданию и защите конкурсных работ. 
Слайд 13
Интересным был проект «Планета доп. образованья», который мы готовили на конкурс  «Мир детства – мир открытий, творчества и достижений». Эта работа представляет собой творческое исследование ребенка и взрослого.
    Цель исследования – показать уникальность и неповторимость Планеты доп. образования для детей и взрослых через обращение к историческим воспоминаньям, событиям, фактам. 
Слайд 14
Дети придумывали и проводили опрос учеников школы, анализировали его результаты, побывали в гостях у человека, отец которого в довоенные годы вел кружок технического моделирования в Костромском доме пионеров, создавали презентацию и творческую работу с использованием фотографий и воспоминаний. Получился интересный необычный проект.
Слайд 15
    Мы стремимся сделать занятия детского совета интересными, наполненными нужной для будущих организаторов и лидеров информацией. Используем разные виды стимулирования для мотивации детей на занятия общественно-полезной деятельностью. Воспользоваться знаниями, полученными на занятиях детского совета, дети могут при самостоятельной реализации социальных проектов.
Слайд 16
    Участие в деятельности Детских советов помогает ребятам не только попробовать себя в разных видах деятельности, но и совершенствовать коммуникативные умения, развить лидерские качества, интуитивные способности, толератность, умение видеть проблемы обществе. Работа над социальными проектами  способствует формированию у детей осознанной гражданской позиции, активной жизненной позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет получить социальный опыт, развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
    Дети-лидеры должны быть  помощниками  наших учреждений в разных видах деятельности. Работая с социально одаренными детьми, мы работаем на будущее. Мы надеемся на успешность и развитие нашей деятельности.

Слайд 17
    Уважаемые коллеги, я хочу завершить выступление стихотворением, посвященным своей любимой работе, своему любимому городу и, наверное, немножко каждому из вас.
Были костры, барабаны и горны,
Звонкие песни, великий истпед.
 Только название было – внешкольное,
А в содержании разницы нет.

Как вечен спор о методах и формах,
Так вечны песни, музыка, футбол!
Наш мир цветной гуашью разрисован
И кружевом из танца оплетен.

Планета доп. образованья
Живет по сердцу и призванью,
Дает для творчества простор,
Рождает методистов спор.

В поиске вечном, в твореньи программы
Годы летят – успевай посчитать.
Прошлого опыт, яркий и славный,
Нынешний век помогает понять.

Наш мир побед, надежд, открытий,
Способный сам себя творить,
Всего на трех китах стоит:
Ребенок, Педагог, Родитель.

Храним своих талантов имена.
Сгорают звезды, новые блистают.
И тихая, казалось, Кострома
По-прежнему творит и удивляет.

И совершенству нет предела - 
Энтузиасты у руля!
Себя не изживет система,
Покуда вертится Земля.

Нам юбилей как старт для взлета,
Как новая ступень к победе!
Нас ждет хорошая работа
И мы необходимы детям!

Слайд 18


 

Категория: Презентация материалов Всероссийской конференции по работе с одаренными детьми | - | Теги: Детский совет, социально одаренные
Просмотров: 328 | Загрузок: 50 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar