14:04
Программа повышения квалификации на очном этапе "Панорамы методических кейсов"

Программа подготовки и проведения очного этапа Конкурса в рамках ММСО-2018

 

В рамках Московского международного салона образования 20 апреля 2018 г. прошел финал Всероссийского конкурса «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной направленности» (Конкурс). 
Организатор конкурса, осуществлявший информационно-методическое, экспертное, организационно-техническое сопровождение, – Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества» (ФГБУК «ВЦХТ»). 
Конкурс проведен в рамках Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
Всероссийский конкурс разработок методического обеспечения и сопровождения дополнительных общеразвивающих программ «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной направленности» проходил в 2 этапа: заочный этап с 1 декабря 2017 г. по 15 марта 2018 г., очный этап конкурса с 16 апреля по 20 апреля 2018 г. в ФГБУК «ВЦХТ» и в рамках Московского международного салона образования - 2018.

Миссия Конкурса – опережающее развитие дополнительного образования художественной направленности; цифровое обновление содержания и методического обеспечения дополнительного образования детей, повышение эффективности методического сопровождения региональных ресурсных центров дополнительного образования художественной направленности. 

Цели Конкурса – выявление лучших методических кейсов образовательных организаций и лучших региональных моделей нормативно-методического сопровождения программ художественной направленности. 

Задачи Конкурса – выявление, отбор, экспертиза, обобщение, трансляция методических кейсов дополнительного образования художественной направленности образовательных организаций всех типов, любой ведомственной принадлежности и форм собственности. 

Результат Конкурсацифровая панорама лучших методических кейс-решений программ художественной направленности, открытость и общедоступность методических кейсов для педагогического сообщества дополнительного образования детей и всех пользователей сети Интернет на сайте Методлаборатории ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества» и Едином национальном портале дополнительного образования детей.

Новые технологии сопровождения Конкурса. В ходе проведения Конкурса ФГБУК «ВЦХТ» было проведено 6 методических вебинаров, свыше 120 индивидуальных методических консультаций и технологическое сопровождение по цифровизации методических кейсов всех участников Конкурса. 

Методический вклад Конкурса. Определена значимость программно-методического обеспечения дополнительного образования, значимая функция методиста в учреждении дополнительного образования. Уточнено понятие  методического кейса: комплексные методические разработки педагогических коллективов образовательных организаций по обновлению и методическому сопровождению дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности, способствующие повышению мотивации и развитию способностей детей, формированию универсальных компетенций и навыков ХХI века.

Новизна Конкурса. Командный принцип участия в конкурсе позволил активизировать развитие профессиональных команд образовательных организаций, совершенствовать методические компетенции педагогических работников в командной проектной деятельности по обновлению и методическому сопровождению содержания дополнительного образования. 

Методический кейс – инвариатная часть:
•    локальный нормативный акт образовательной организации о порядке обновления и реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, в том числе модульных, в сетевой форме, с применением дистанционных технологий и электронного обучения, по индивидуальному учебному плану;
•    методические материалы результатов по учету мнения обучающихся и целевого запроса родителей на новые программы дополнительного образования детей в региональных особенностях;
•    дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности, нацеленная на повышение мотивации и развитие способностей детей, формирование универсальных компетенций и навыков ХХI века;
•    методические материалы и разработки занятий по указанной программе;
•    оценочные средства, и (или) формы текущего контроля, и (или) формы промежуточной аттестации;
•    «цифровые следы» реализации образовательной программы, представленные в пространстве Интернет: опубликованные сведения, опыт, результаты, достижения на официальном сайте образовательной организации, в СМИ, социальных сетях, профильных информационно-методических, научных и др. электронных ресурсах, представленные в виде ссылок на интернет-ресурсы, разделы официального сайта образовательной организации, электронные СМИ, блоги участников образовательных отношений в соцсетях, публикации информационно-методического и научно-публицистического характера и др.
Методический кейс –вариативная часть:
•    дидактические и (или) игровые средства развития универсальных компетенций детей (при необходимости и целесообразности);
•    методические рекомендации по освоению программы в рамках индивидуальных учебных планов, в разновозрастных группах (при необходимости и целесообразности);
•    портфолио творческих сценариев и (или) проектной деятельности в рамках реализации указанной программы (при необходимости и целесообразности);
•    сведения, подтверждающие общественно-профессиональное признание результатов реализации программы;
•    ссылки и (или) материалы, подтверждающие участие в образовательных мероприятиях различных уровней (муниципального, регионального, федерального, международного), в которых приняли (или могут принять) участие обучающиеся в процессе освоения программы, предоставляющие возможность максимальной реализации творческого потенциала обучающихся и формирования портфолио достижений обучающихся (при необходимости и целесообразности).

Номинации Конкурса:
1.    «Модель нормативно-методического кейса дополнительного образования художественной направленности Регионального ресурсного центра».
2.    «Методический кейс дополнительного образования художественной направленности по типам образовательных организаций любой ведомственной принадлежности и форм собственности:
    дошкольной образовательной организации 
    общеобразовательной организации
    организации дополнительного образования 
    профессиональной образовательной
    организации высшего образования
    научной организации»»
    организации, осуществляющей обучение» (автономные некоммерческие организации, Фонды, общественные организации)
    реализуемой индивидуальным предпринимателем (ИП) 
    для организации каникулярного отдыха детей».

Участники Конкурса. В заочном этапе Конкурса приняли участие 70 команд из 30 регионов России и ДНР, в составе которых свыше 600 работников образовательных организаций. Кейсы включали обязательную инвариантную и вариативную части, включали дополнительную общеразвивающую программу с комплектом методических, оценочных, дидактических материалов и локальные нормативные акты организаций, определяющие порядок реализации программ, учета мнения обучающихся, построения индивидуальных образовательных траекторий. 

Члены жюри заочного этапа Конкурса: представители из разных организаций в сфере образования и культуры: ФГБНУ ИСиВ РАО, ФГБНУ ИХОиК РАО, ГАОУ ВО МГПУ, ФГБОУ ВО МПГУ, ФГБОУ ВО МГИК, ФГАУ ФИРО, ГАУ ДПО МЦРКПО, РГДБ, ФГБУК «ВЦХТ» проанализировали свыше 1500 документов и материалов, составляющих кейсы 70 образовательных организаций по 6 номинациям. 

Оценка значимости Конкурса членами Жюри:
Голованов Виктор Петрович, председатель жюри заочного этапа Конкурса, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования», д.пед.н., отметил новизну кейс-структур программно-методической деятельности: «В представленных программно-методических кейсах имеется большой запас прочности для успешного развития дополнительного образования художественной направленности».
Львова Лариса Семеновна, сопредседатель жюри, начальник научно-методического отдела ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», к.п.н., подчеркнула, что Конкурс стал технологией профессионального роста педагогов и технологией обновления содержания дополнительного образования: «Конкурс показал, что обновление содержания дополнительного образования без методической рефлексии невозможно, именно методики и технологии, ориентированные на образовательные достижения и результаты обучающихся определяют качество образовательной деятельности. Обновление содержания и качество образования – процесс взаимосвязанный, очевидна значимость конкурса для методического роста всех участников конкурса».
Попова Ирина Николаевна, заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО», зам. главного редактора журнала «Внешкольник», к.п.н., доцент, выделила системную взаимосвязанность компонентов методических кейсов участников конкурса: «Представленные методические кейсы имеют нормативно-правовою основу, разработаны с учетом современных тенденций и требований; и отличаются глубиной методической проработки разделов кейса в части актуальности диагностики потребностей в дополнительном образовании субъектов образовательного процесса, отбора средств реализации содержания программы, методического обеспечения и оценки результативности. Многие методические кейсы могут быть рекомендованы к распространению».
Лебедь Николай Николаевич, методист по медиа-проектированию ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», отметил цифровые следы методических кейсов: «Есть ряд кейсов - хороших примеров системного и наглядного оформления методического обеспечения образовательного процесса. Это вдохновляет своим примером полноты отражения «цифровых следов» образовательной деятельности по программам, которые представлены всеми необходимыми ресурсами. Особенно ценны работы, близкие к электронному учебно-методическому комплексу, - это позволит повысить эффективность процесса обучения в организации дополнительного образования детей».

Победители и призеры заочного этапа Конкурса. По итогам заочного этапа в финал конкурса вышли 33 команды победителей и призеров, из которых 31 из 29 субъектов Российской Федерации, 2 международных участника – из Донецкой народной республики. 14 команд, разделивших 1 место по количеству баллов от 30-33 по 4 номинациям, в числе которых 4 государственных образовательных учреждения дополнительного образования, 8 муниципальных учреждений дополнительного образования, 1 – муниципальная школа. Кейсы по 3 номинациям: методические кейсы учреждений дополнительного образования, общеобразовательных организаций, регионального ресурсного центра, каникулярного детского отдыха.

Регион-лидер участия в Конкурсе. По итогам заочного этапа Конкурса выявлен регион-лидер по количеству победителей и призеров Конкурса: Санкт-Петербург, представивший 11 из 33 финалистов Конкурса.
Участники очного этапа Финала Конкурса. В Финальном этапе Конкурса, состоявшемся в Москве в рамках ММСО участвовали 13 команд – победителей заочного этапа из 10 регионов России: Санкт-Петербурга, Липецка, Оренбурга, Белгорода, Ульяновска, Челябинской, Нижегородской, Воронежской областей, республики Башкортостан, Чувашской республики. 

Состав Большого жюри: 
Сопредседатели жюри: Колударова Ольга Павловна, заместитель директора, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России; Гончарова Оксана Валерьевна, директор, ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества» 

Члены Большого жюри: Балакин Александр Михайлович, и.о. ректора, ФГБОУ ВО "Государственный Институт русского языка им. А.С. Пушкина", Голованов Виктор Петрович, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии образования» Казарновский Максим Сергеевич, директор по развитию ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», директор Московского международного салона образования;  Сулима Лариса Олеговна, заместитель министра образования республики Татарстан; Уточкин Вячеслав Николаевич, директор образовательных программ по игровой индустрии, Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ.

Презентации методических кейсов на Финале Конкурса включали визитную карточку, состав методического кейса в обязательной и особенности вариативной части, отражение материалов кейса от планирования до результативности образовательной деятельности: методические, дидактические материалы и оценочные средства; особенности, обеспечивающие эффективность программно-методического кейса и цифровые следы признания общественно-профессиональными сообществами.

Критерии оценки презентации методических кейсов: актуальность, востребованность, содержание и оригинальность кейс-решения,  технологичность, транслируемость.

Победители Конкурса – обладатели Гран-При: 
1.    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Оренбурга. Методический кейс «Методический кейс "МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"»
2.    Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных" Методические кейсы «Теремок» и «Проза» 
3.    Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества Выборгского района Санкт-Петербурга. Методический кейс «Петербургский камертон»
4.    Региональный ресурсный центр Липецкой области. Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования Липецкой области"  Методический кейс "Творчество. Интеллект. Развитие"
Спецприз от Московского международного салона образования на участие в программе Салона 2019 г. вручен МБОУ ДО «Центр детского творчества» г. Оренбурга.
Спецприз от "Государственного  Института  русского языка им. А.С. Пушкина" вручен ГБНОУ "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных". 
Спецприз от ВШБИ НИУ ВШЭ вручен МБОУ Бобровской средней общеобразовательной школе №1, Воронежская обл., г. Бобров. Методический кейс «АРТ-студия цифровых технологий»


    Повышение квалификации победителей Конкурса. Все победители -участники Финала Конкурса прошли повышение квалификации по программе дополнительного профессионального образования ФГБУК «ВЦХТ» «Обновление содержания и технологий дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности в рамках реализации Приоритетного Проекта «Доступное дополнительное образование для детей» на безвозмездной основе как победители и призеры Всероссийского конкурса «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной направленности» в соответствии с лицензией ФГБУК «ВЦХТ» № 039265, выданной Департаментом образования города Москвы 06 апреля 2018 г.

Трансляция Панорамы методических кейсов. По итогам Конкурса, цифровая панорама методических кейсов размещена на сайте: ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества» http://vcht.center/ 

Информационная поддержка Конкурса: Единый национальный портал дополнительного образования детей, журнал «Внешкольник», журнал «Методист», АНО «Институт информационных технологий образования». 

О ФГБУК «ВЦХТ»: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Всероссийский центр художественного творчества» (ВЦХТ) создано в 1945 году. Учредитель – Минобрнауки России. Более 70 лет Центр решает задачи системы научно-методического, экспертного и информационного сопровождения в сфере художественного творчества в дополнительном образовании детей. Предметом деятельности ВЦХТ является оказание методической и практической помощи учреждениям культуры, образовательным организациям дополнительного образования детей, а также осуществление просветительской, культурно-досуговой деятельности, развитие любительского художественного творчества, выполнение в установленном порядке государственного задания.

Категория: Фотоотчеты и пострелизы курсов повышения квалификации | Просмотров: 24 | Добавил: nnl08nnl08 | Теги: повышение квалификации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar